четверг, 8 июня 2023 г.

железный кузнечик

 

Магнитная идея.

 

Как-то раз зашел я на механический участок своего цеха, где рабочие заканчивали сборку одного из разработанных мной механизмов. В этом механизме использовались магниты и один из магнитов небольшого размера, из тех, что используются в радиодинамиках, лежал рядом с плоскошлифовальным станком. А стол у такого станка состоит из ряда чередующихся электромагнитов, выходящих на поверхность поперечными стальными пластинками. Задача магнитных пластинок удерживать стальную деталь в процессе ее шлифовки. Я взял этот магнит и почти случайно положил на магнитный стол станка. Потом попытался протолкнуть его по поверхности стола. Но как только магнит пришел в движение, он подпрыгнул вверх сантиметров на двадцать, перевернулся и прилип к столу другой стороной. Тогда я поместил его в прозрачную коробочку и провел вдоль всего стола. Зрелище оказалось для меня неожиданным. По мере продвижения магнить подпрыгивал, переворачивался, падал на дно коробки, но тут же подпрыгивал и переворачивался снова, наехав на следующую пластинку электромагнита. Конечно, почти сразу стало понятно поведение такого стального «кузнечика». У любого магнита два полюса-северный и южный. И вот когда северный полюс магнита наезжает на северный полюс электромагнита, происходит их взаимоотталкивание и маленький магнит взлетает вверх. И чем больше скорость перемещения маленького магнита, тем выше он взлетает, напоровшись на одноименный полюс. А сжать вместе, прижать друг к другу два одноименных полюса почти невозможно. И вот тут появилась мысль. А что если у зубчатого зацепления двух шестерен зубья каждой из них будут изготовлена из магнитов, но при работе в паре они с ориентированы так, что в зацеплении взаимодействуют однополюсными сторонами? Ведь тогда шестерни будут вращаться, не прикасаясь друг к другу. А значит им не нужна смазка. А это значит, что крутиться они могут с любой скоростью. Идея сразу резанула воображение и замаячили абсолютно бесшумные механизмы, работа которых сопровождается лишь легким шевелением воздуха в зоне вращения шестерен. Идея показалась революционной. И я стал оформлять ее, как заявку на изобретение, не дожидаясь ее практического использования, т.к. от идеи до металла могут пройти годы. А перспективную идею долго под замком не удержишь, всегда найдется тот, кто воспользуется ею. И я оформил заявку. В патентном отделе ее тут же сделали закрытой, не подлежащей опубликованию, и отправили во ВНИИГПЭ. Ответ из Москвы пришел в срок, заявка принята к рассмотрению. Но вот решение о том признать или не признать идею изобретением ждать пришлось очень долго, гораздо дольше обычного. И наконец пришло решение, где говорилось, что за месяц до меня точно такую же идею описали в своей заявке какие-то изобретатели из Сибири. Позже, когда был опубликован их патент, я удивился, как точно совпали наши мысли, почти слово в слово.

Комментариев нет:

Отправить комментарий